Я хочу рассказать о том, что такое блюз, хотя это непосильная задача, и я мысленно улыбаюсь, видя ваше недоумение!

«А сыграйте, пожалуйста, блюз...» — слышим мы от какой-нибудь дамы с бокалом шампанского на каком-нибудь банкете какого-нибудь очередного «крутого» банка. И джазисты начинают играть приторно-сладкую медленную пьесу, и дама уверена, что именно «это» и есть блюз. Ведь если бы они заиграли «настоящий» блюз, дама была бы глубоко разочарована! Я много раз убеждался, что существует некий стереотип в сознании: блюз обязательно должен быть «медленным», в триольном ритме (на 12/8), и его надо петь с эдакими «подывываниями», что и делает вся наша отечественная «попса»! Итак...

А знаете ли вы, что само слово «блюз» имеет как минимум три значения!!! Во-первых, это совершенно самостоятельное музыкальное направление, а не составляющая джаза или рока. Корни его в городском фольклоре американских негров. Само слово «blues» происходит от слова «blue», что значит «грустный». Это такие «куплеты», которые поют под гитару и губную гармошку. Позже добавились саксофоны, электроорганы, медные группы, барабаны и, короче, весь набор современных инструментов, но суть осталась: это «куплеты» в исполнении певца, которые имеют аналог в русской музыке: частушки! И именно частушки, а точнее «частушки-страдания» совершенно точно характеризуют «блюзовое настроение». И тут возникает первый парадокс блюза: какие же в блюзе «страдания», когда 99% блюзовой музыки — в мажоре?! Европейский слух четко ассоциирует мажор с радостью, а минор с грустью... И тут опять именно «наши» частушки объясняют этот парадокс: представьте себе такую частушку:

Я миленка полюбила,
а мне милый изменил,
я давно ему простила,
но забыть-то нету сил...

И все это поется весело, с «прихлопом и притопом» в мажоре! А что же тут веселого в этом мелодраматическом повороте куплета?

А теперь попробуем перевести это типично «русское» содержание на американский «блюзовый» язык. Но прежде отметим, что существует «классическая» форма блюзового куплета: А1-А2-В. Это означает что поется первая фраза (А1), затем она повторяется «в усиленном варианте» (А2), и затем идет «разрешение» мысли (В). Таким мог бы стать американский вариант нашей русской частушки:

А1: Работала весь день, всю ночь я, но наконец пришла домой... (тут следует «break», т.е. инструментальный «отыгрыш» на губной гармошке, эмоционально подчеркивающий эту фразу);

А2: Работала я как скотина, милый, но наконец пришла домой... (опять брэк...);

В: Но что это-глазам не верю, гляжу: мой Билл уже с другой! (тут наступает главный «брэк», как резюме всего куплета)

...и дальше эта идея несчастной любви и поруганной жизни развивается аналогично в следующих куплетах блюза (они называются «квадратами»).

Еще один секрет «настоящего» блюза — то что это «гитарная» музыка. Посмотрите, rак играет король блюза B. В. King. Его пальцы как бы нехотя касаются струны и и заставляют ее действительно петь, страдать, сопереживать тексту, который поется в этот момент. Для блюза подбираются специальные струны, на которых можно делать stretch т.е. «подтягивать» их пальцами вдоль лада и таким образом получать бесконечное множество интонационных оттенков (blue notes)! И ни один инструмент в этом плане не может сравниться с гитарой. Я, как пианист, могу сказать, что фортепиано — просто «гроб с музыкой» с т. з. блюза, хотя и на нем есть мастера, прекрасно играющие блюз, однако для этого им надо применять всякие приемы и ухищрения, чтобы имитировать на этом «тупом» инструменте блюзовые гитарные «оттяжки». Конечно, блюзовое настроение зависит не от инструмента, а от того, кто на нем играет. Блюз можно играть на чем угодно, даже на виолончели и валторне (типично «классических» инструментах), но... гитара — вне конкуренции!

Начиная с 40х-50-х годов 20-го века начал развиваться стиль, называемый «ритм-энд-блюз». Это означало просто, что блюз осознал себя как самостоятельное музыкальное течение, независимое от джаза (в то время джаз занимал большую часть музыкального пространства во всех формах — «коммерческих» и «некомерческих», примерно так, как сегодняшняя «поп-музыка»). Это означало, что к гитаре были добавлены ритм-группа: бас, ударные, клавишные, а также духовые — трубы и саксофоны. И блюз, как самостоятельный жанр, вышел на большую концертную сцену.

Маленькое «экономическое» отступление от темы: все стили, которые мы сейчас наблюдаем (и блюз, и рок, и джаз, и диско, и все остальные) являются продуктом шоу-бизнеса (в первую очередь американского). Т.е. в то, что становилось в свое время популярным у публики, бизнесмены вкладывали деньги для записи музыкальных альбомов и «продажи» этой музыкальной продукции. Что касается блюза, то без капиталовложений он так и остался бы «подзаборной» музыкой бедных негритянских кварталов американских городов.

Итак... Попробуем схематично изобразить путь блюза в истории современной поп-индустрии. Сначала — куплеты под гитару (блюз — как праотец джаза и рока), потом блюз, как неотъемлемая часть джаза. Интересно, что с самого начала развития джаза «блюзами» называлось огромное количество пьес, не имеющих по своему характеру никакого отношения к «настоящему» блюзу! Потом от ритм-энд-блюза отпочковался рок-н-ролл, на основе которого начал развиваться рок. Мощное развитие блюза на основе рока мы наблюдаем в 60е-70-е годы: гитарист Джимми Хенрикс, такие гиганты рока как «Led Zeppelin» и «Deep Purple», «Grand Funk» и многие другие рок-группы активно использовали блюзовые приемы в своей музыке! Тогда блюз органично вошел в поп-индустрию под прикрытием рока. А что теперь? Мы наблюдаем засилие электронный «пластмассовой» попсы, которая практически вытеснила блюз. Мне жаловался знакомый гитарист, большой знаток и мастер блюза, что блюз теперь — архаика, и на нем не заработаешь! Увы — это так!

А что же происходит с блюзом в джазе? С самого начала развития джаза, джазисты не особенно церемонились с блюзом. Во-первых, на задний план отошли и гитара и губная гармошка. Гитаристам до сих пор трудно найти работу в джазовой среде: предпочитают брать саксофонистов и пианистов. Рок гораздо приветливее настроен к гитаре! И тем не менее само понятие «блюз» прочно закрепилось в джазе, но... означает оно совсем другое: это не тексты блюзовых песен, это не специфическое «блюзовое» настроение, вызываемое всеми этими гитарными ностальгическими приемами игры, а это просто.... гармоническая 12-и тактовая «сетка», квадрат!

К примеру, когда блюз звучит в исполнении гиганта джаза Джона Колтрейна, вы ни за что не скажете, что это блюз, а подумаете, что это какой-то очередной модерновый наворот в импровизации! Только лишь название часто указывает на то, что джазовая пьеса именно блюз, да еще искушенные джазисты могут определить в этой «смутноватой» гармонии блюзовую основу. Однако в том самом «настоящем» блюзе содержится вся «квинтэссенция» джазовой эстетики, и джазисты в глубине души чтут блюз, как святыню, всегда помня, что именно блюз был прародителем всей современной музыки!

 

Виктор Агранович